Урбан-словарь: публичное пространство, краундфандинг и коворкинг

В последнее время мы ощущаем всё большее веяние западной культуры на нас и инфопотоки вокруг.
Мы перенимаем и адаптируем всё: от смывающихся втулок до стиля музыки. Вместе с этими мейнстримами в нашу повседневную речь приходит всё больше новых слов и англицизмов. Порой выходит так, что многие из них теряют свой изначальный смысл и используются не к месту. Что бы не запутаться в модных терминах, Urban Stories вводит рубрику, в которой мы каждый раз будем публиковать объяснения трёх новых слов.



Краудфандинг


Что написано в словаре?

«Краудфа́ндинг — коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов)»



«В последнее время в мировой экономике возник устойчивый тренд «возникновение и развитие крауд-технологий», таких как краудфандинг, краудсерсинг, краудинвестинг, краудкредитование. Наша страна не исключение.
Несмотря на модные названия, по сути, это все те же кооперативные отношения. Следует отметить, что именно Россия является матерью таких отношений: в 1831 году в России появилась «Большая артель», созданная ссыльными декабристами, а в 1832 году – «Малая артель». Кооперативные отношения являются корневыми в нашем народе и отражают идентичность российского менталитета — «в складчину».
В мире насчитывается около 700 миллионов кооператоров. Международный кооперативный альянс включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран. Это третий сектор мировой экономики (оборот в 2012 году составил 2,2 трлн долларов), кроме частного и государственного, главной ценностью которого является человек и его потребности.
Возникновение сети интернет, а также тренды глобализации трансформируют мир в сторону крауд-технологий. В этом смысле Россия имеет все шансы и предпосылки стать глобальным лидером в развитии крауд-систем, объединяющих людей по всей планете.)»

Публичное пространство


Что написано словаре?

«Что такое „публичное пространство“? Часто мы склонны полагать, что публичное пространство — это нечто уже существующее, нечто предзаданное, нечто, что существовало до того, как начался процесс приватизации этого пространства (как это, скажем, описано у Руссо), причем часть этого пространства оказалась обойдена процессом приватизации и осталась публичной: городские улицы и площади, или, может быть, воздух над этими городами, или пустоши вокруг этих городов. В этом смысле публичное пространство понимается как своего рода вакуум, открытое и пустое пространство, в котором могут расположиться некие строения, объекты искусства, памятники, коммерческая реклама, политическая пропаганда и много других вещей. Частные пространства, напротив, понимаются как пространства закрытые — выстроенные их владельцами и архитекторами внутри открытых публичных пространств». (Эссе Бориса Гройса «Публичное пространство: от пустоты к парадоксу»)



«Публичное пространство всегда в первую очередь «для кого» и только во вторую — «для чего». Очень много осталось от советской эпохи красивых площадей, которые априори должны были являться публичными городскими пространствами, но они являются пустырями или транспортными развязками, потому что площадь-то сделали как архитектурный ансамбль, а для кого и для чего она — совершенно позабыли: так были увлечены генеральным планом и общей концепцией пространственной организации города.

Причем не только Москвы: эта проблема актуальна для всех послевоенных российских городов — совершенно забыли про масштаб человека в этом пространстве и тем более групп людей. Площади строились в основном для плац-парадов, для торжественных сходок революционного типа. При этом, если внимательно посмотреть за людьми, которые собираются ежедневно на Красной площади как туристы или по случаю того или иного парада или концерта, то мы можем обнаружить, что исторически главная площадь страны вовсе не является комфортным публичным городским пространством. Это ежедневный транзитный путь, там никто не задерживается.

Публичное пространство — это место, где люди застревают на какое-то время и приходят туда снова и снова, чтобы там побыть, что-то поделать, может быть, присесть или встретиться с кем-то и пообщаться. Например, европейские площади в основном связаны с экономикой общепита и шопинга: кафе, книжные лавочки, ярмарки или блошиные рынки. Я не уверена, что все городские площади в России должны превратиться в то же самое, но для кого это пространство? Потому что если оно для толпищ людей или для плац-парадов, то где эти плац-парады? Если для ежедневного пользования простыми горожанами, тогда такое пространство не подходит, и его надо адаптировать».

Коворкинг


Что написано в словаре?

«Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле — подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный офис (англ. coworking space).»



Коворкинг — относительно новый формат офисной недвижимости, в рамках которого в аренду сдаются полностью готовые рабочие места, а не кабинеты или квадратные метры. Первые коворкинги начали появляться в Европе и США 8–15 лет назад, но только в последние годы этот рынок стал переживать бурный рост. По данным исследования журнала Deskmag, количество коворкингов во всем мире увеличивается на 25–30% в год и в 2017-м их работает чуть больше 13 тыс. Примерно такими же темпами растет и количество резидентов коворкингов — на данный момент их общее число по миру превышает 1,2 млн человек.

В Москве сейчас функционирует не менее 100 абсолютно разных по формату коворкингов: есть площадки, ориентированные на креативную аудиторию (например, Start hub на территории дизайн-завода «Флакон») и настроенные на более серьезную работу (коворкинг #tceh, работающий в связке с «Фондом развития интернет-инициатив»). В прошлом году в столице было открыто несколько весьма заметных объектов, среди которых можно выделить «Рабочую станцию Plaza» на Бутырской улице и Deworkacy на Красном Октябре. В Санкт-Петербурге бесспорным лидером является коворкинг «GrowUp Платформа роста».

Аренда рабочего места в коворкинге — это не только возможность привнести в свою компанию дух предпринимательства, но и экономически выгодное распоряжение бюджетом компании. Часто клиенты коворкинга сетуют на то, что цена услуги в пересчете на привычные квадратные метры превышает ставки аренды даже самых высококлассных бизнес-центров. Например, цена одного рабочего места в месяц в Москве колеблется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. — в зависимости от локации.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.