Как организовать городское мероприятие и не облажаться

Мода на различного рода фестивали продолжает охватывать регионы нашей необъятной родины. Если ввести в поисковую строку фестиваль %cityname% можно найти кучу мероприятий, о которых пару лет назад никто даже и не думал: от собраний айтишников до тусовок любителей спиннеров.
Хакатоны по data-журналистике, фестивали моды, конференции по дизайну всё больше наталкивают на мысль, что ты сам можешь организовать мероприятие по любым интересам и собрать хорошую аудиторию без каких либо проблем. Сегодня мы решили поговорить с предпринимателями и кураторами успешных городских мероприятий, которые рассказали на самом ли деле это так просто, какие трудности всё таки можно встретить и как их обойти.





С 2002 года я занимаюсь граффити, а с 2008 начал много путешествовать по России. В своих поездках я знакомился с местными жителями, мы рисовали и гуляли по городу. Возвращаясь каждый раз в Екатеринбург, я стал больше обращать внимание на город, архитектуру, людей и менталитет. Начал по-настоящему влюбляться в него и решил проводить мероприятия, посвященные продвижению граффити. Как раз в этот момент я встретил таких же небезразличных людей, как и я, это были Евгений Фатеев и Андрей Колоколов. Мы начали совместно придумывать формат чего-то интересного, важного, масштабного, а главное — общегородского. И в один прекрасный день 2010 года на скамейке в центре города родился Фестиваль уличного искусства «Стенограффия». Нашей задачей было сделать городское пространство немного лучше, ярче и интереснее.

Каждый год «Стенограффия» производит новые творческие проекты, новые смыслы в уличном пространстве. После того как мы сформулировали свою картину мира, у нас получилось заразить таких же небезразличных людей. Так у нас каждый год формируется большая команда организаторов и волонтеров.

Первые два года мы объясняли людям, что это такое и зачем оно нужно. Постепенно «Стенограффия» начала привлекать горожан, так как они увидели, что изменить среду, где они живут, не так уж и сложно. Екатеринбуржцы включены в процесс, их двор, улица, город становятся уже не чужим пространством, а обжитым и своим. Бывает, горожане помогают художнику создавать объект или кормят его. Один раз кто-то вынес на улицу телевизор, чтобы художник мог рисовать и следить за футбольным матчем своей любимой команды.

Мы искренне верим в то, что нужно бороться за «экологию визуального», ведь, изменяя свою среду обитания, мы меняем и себя. Думаю, именно это и привлекает людей. К нам приходят люди разного возраста, достатка и склада ума. Школьники, студенты, курьеры, менеджеры, бармены, директора агентств — все хотят помочь «Стенограффии». Кто-то хочет получить знание, кто-то — сделать мир ярче, кто-то просто хочет отдохнуть от рабочих будней.

Когда инициатива происходит снизу, проект живет дольше: до тех пор, пока он нужен горожанам. Эта позиция прочнее, потому что если проект задуман сверху, то директивы в один момент прекратятся и проект закроется.





«Экопикник» стал продолжением омской традиции городских пикников, которые организовывали активисты. Совместно с местными художниками, музыкантами, поэтами мы хотели показать жителям, что можно вместе без особых затрат создавать альтернативный город. Это не типичное времяпрепровождение в парке: на субботнике мы вместе с бабушками вязали шарфы для деревьев под советские песни, художники и граффитисты раскрашивали урны, на деньги малого бизнеса мы построили деревянные конструкции для ярмарки. Поляна «Экопикника» стала местом для занятий йогой, точкой торговли для местных фермеров и лекторием, где мы обсуждали экологические инициативы в городе.

Сама идея родилась из боли: когда-то Омск называли «городом-садом». В последние годы экология не стоит в приоритете местных властей: деревья вырубают под парковки, город зарастает мусором, петиции и митинги привлекают всё меньше внимания. Экологический фестиваль стал отличным способом деятельно поговорить о будущем города.

Самым сложным в процессе работы оказалось брать деньги у спонсоров. Мы отвечали за каждую потраченную копейку, собирали чеки, делали медийные отчёты. Подготовка к фестивалю заняла меньше трёх недель, поэтому приходилось осваивать основы менеджмента, рекламы и PR в срочном порядке. Порой появлялось ощущение хаоса. Но именно тогда я и поняла, что любые преграды преодолимы, когда любишь своё дело и веришь в него.





Изначально не было идеи создавать полноценный музыкальный фестиваль. К нам в агентство пришел друг и местный сценический прокатчик Саша Желеков и предложил сделать «большую тусовку» под открытым небом. Мы всё обсудили и решили подойти к организации немного глубже: продумать концепцию, философию, коммуникацию с гостями, эмоции. Делать что-то просто так — скучно. Тем более в случае с «Теслой» была возможность реально оставить след в истории города. То, что созревало в наших головах, никто в истории Хабаровска еще не делал.

Формат фестиваля под открытым небом мы утвердили сразу. Во-первых, в Хабаровске нет хороших концертных площадок. Во-вторых, open-air — это единственный способ собрать действительно много людей. Организовывать «Теслу» было очень тяжело. Еще до фестиваля мы думали о себе как об опытных организаторах. У нас много городских фестивалей за плечами, сотни коммерческих мероприятий для брендов, но «Тесла» выматывает полностью: очень много нюансов, очень много денежных, человеческих, технических и временных ресурсов. В регионах всё гораздо сложнее с реализацией идей: придумать можно всё что угодно, но не всё есть в наличии.

Изначально жители реагировали настороженно. Постепенно и аккуратно мы погружали их в проект правильными словами, подачей, контентом, обещаниями. После первой «Теслы» эта проблема ушла, так как люди сами начали делиться друг с другом впечатлениями. Жители нас полюбили, потому что мы дали им наконец-то что-то новое. Это повод гордиться собой, своей музыкой, своими людьми. Придумывать декорации, видеоролики, три сцены, 25 коллективов, рекламную кампанию сложно, долго и дорого, но в итоге люди оценивают и благодарны. Мы делаем «Теслу» один раз в год, потому что каждый раз хотим сделать что-то абсолютно новое, повышать планку, а не повторять предыдущие фестивали. Такие вещи, как большой музыкальный фестиваль, нужно проводить раз в год. Хотя жители города просят нас организовывать фестиваль чаще.

Я понял, что если есть агентство или команда смелых людей, которые будут работать по 20 часов в сутки, мерзнуть, уставать и падать в обморок ради идеи, то можно создавать проект. Если нет полноценной команды, то лучше объединяться с прокатчиками, рекламистами, политиками, инвесторами и кем угодно. Не всегда результат деятельности — прибыль. Иногда важнее и ценнее — показать мастерство, видение и самоотдачу.





Наш проект изначально предполагался как волонтерский, и первыми волонтёрами стали мы сами. Наш журнал «Другой город» к моменту запуска фестиваля уже полтора года писал о проблемах исторической среды, ее ценности и положительных примерах в других городах и странах. Аудитория, которой это интересно, уже образовалась вокруг медиа. Эти люди и влились в проект на первом этапе.

Перед стартом фестиваля мы рассказываем о графике работ и приглашаем всех желающих через свои ресурсы: сайт и социальные сети. Организованными группами волонтеров не пользуемся принципиально, потому что нам важно, чтобы все участники четко представляли, зачем они это делают. Поэтому на почве интереса к историческому наследию завязываются знакомства и даже дружба между волонтерами вне фестиваля.

Главная мысль, которую мы доносим до участников, чтобы им хотелось поддержать фестиваль, — «что-то изменить — это реально». В доказательство этому есть картинки домов «до» и «после» нашей работы. Репутацию журнала и организаторов мы инвестируем в проект, поэтому за качество работ и изменения отвечаем сами/

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.